История пропавшего портрета Сергея Есенина

Мозговой Алексей

Борис Григорьев.

Моя встреча с Сергеем Есениным

Сергей Есенин Бориса Григорьева1923 холст/масло
Сергея Александровича Есенина я никогда не встречал раньше; в марте месяце 1923 года я услыхал, что поэт со своей женой Айсадорой Дункан прибыл в Париж из поездки по Америке. Как раз в это время и состоялось мое первое свидание с С. А. Есениным. В Париже проживал тогда брат босоножки Дункан; малый отличался причудами — носил хитон греческого покроя и часто и по улицам босиком шпарил. Этот-то брат знаменитой танцовщицы в своем театрике (был у него таковой) устроил вечер
в честь своих родичей. Я был в числе приглашенных. Народу там вообще была масса — даже Милюкова видел в толпе вокруг Есенина и Айсадоры Дункан, которая в неизменной, как говорили, своей красной тунике поочередно всех водила в уголок и потчевала хорошим французским вином. Вечер окончился. Центром его было — несомненно, чтение
С. А. Есениным его стихов.Он их читал бесподобно, неподражаемо. После театра Айсадора Дункан повезла к себе нескольких приглашенных на дом. В числе их оказался и я. Дорогой предложил С. А. написать портрет с него.
— Завтра начнем, приезжайте в 11 часов дня.
На другой день в 11 час. приехал во дворец Дункан. Сергей Александрович оказался в ванне. Скоро
он вышел; на нем на голое тело был надет голубой халат. В нем он мне и позировал; но я всегда видел С. А. Есенина — в красном; так и изобразил его в красном халате, хотя модель позировала мне в ярко-голубом. Выразительнее! С. А. Есенин сидел предо мной. Лицо его было очень бледно, под глазами были синяки — он был сильно пьян, и ванна не помогла… Но он не хотел показать мне, что он пьян. Для меня был не важен его чисто внешний вид, я желал написать С. А. Есенина таким, каким я его чувствовал, и не таким, каким был он предо мной, в натуре. К С. А. Есенину я ездил семь дней. Через неделю портрет был готов.
Сергей Есенин реконструкция Мозгового А.
2020, холст/масло, 70х50
Я написал Есенина — хлебным, ржаным. Как спелый колос под истомленным поздним летним небом,
в котором где-то уже заломила свои руки жуткая гроза... Волосы я С. А. Есенину написал цвета светлой соломы, такие они у него и на самом деле были. В С. А. Есенине я видел так много,
ьдо избытка, от иконы старорусской — так и писал. Особая дерзость отмечена в прожигающей, слегка от падшего ангела, улыбке, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз. Во время сеансов С. А. много говорил, читал стихи. А потом я услыхал, что его посадили в парижский сумасшедший дом…
Я громко заявил:
— Есенина не в сумасшедший дом надо отослать,
а в Россию…
Потом я услыхал о его ужасной казни над собой…
Я подумал: Есенин погиб потому, что
не мог ни понять, ни принять Европы. Все, кто не смогут сделать этого, — погибают.
Вспомнил последние фразы, когда расставались…
Я сказал С. А. Есенину:
— Вы побывали в Европе, теперь вам трудно будет без нее жить…
Мне передавали позже, что С. А. Есенин в разговоре
с друзьями в Советском Союзе — потом вспоминал мою фразу.
Есенин сказал:
— Не хочу Европы, не понимаю ее… Вы здесь все ошибаетесь!..
Радовался, что возвращается в родную страну,
на родину.
Утрата всеми нами С. А. Есенина — свежая, тяжкая утрата.
Сегодня уже год, как С. А. Есенина, одареннейшего поэта — не стало.

Нью-Йорк, 27 декабря 1926.

Сергей Есенин реконструкция Мозгового А. 2020, холст/масло, 70х50
В письме к Софье Андреевне Толстой тот же Бурлюк сообщал: «Портрет Есенина ...куплен миллионером за 1000 долларов в Нью-Йорке. Размер 10x12 аршин. Фон — синий, рубашка красная, волосы цвета соломы,
а лицо — ржаного хлеба».